Журнал "Трамвай" №91-03

Алексей Дмитриев

Весна пришла!

Весна пришла!
Весна пришла!
И вся природа расцвела!
Повсюду расцвели цветы,
Деревья, клумбы и кусты,
А также крыши и мосты,
И переулки, и коты…
(Хоть, если честно говоря,
Коты цвели, конечно, зря.)

Цветет под вязом медный таз,
Цветет в норе дикообраз,
И старый бабушкин сундук,
И старый дедушкин сюртук,
И старый стул, и старый стол,
И старый дедушка расцвел.

Гляжу – цветенье там и тут.
И все цветут, цветут, цветут…
А кто перестает цвести,
Тот начинает вдруг расти.
Ну ладно, выросли цветы,
Деревья, клумбы и кусты,
Но ни к чему расти мостам,
А также крышам и котам.

Как стал расти дикообраз,
Проткнул он иглами за раз:
Нору, в которой с детства жил,
И таз, которым дорожил,
А также бабушкин сундук,
А также дедушкин сюртук –
Уже добрался до стола,
Но скатерть дедушку спасла.

Она игле не поддалась,
Притом совсем не порвалась.
Но чтобы дедушку спасти,
Пришлось и скатерти расти.
Она над садом поднялась,
Пуская корни, разрослась,
Потом повисла над землей,
И хлынул дождик проливной,
А дождик Солнце утопил –
И сразу вечер наступил…

Сказала мама от дверей:
- Ты все бормочешь? Спи скорей! –
И не заметила она,
Что только что пришла весна.

 

Олег Оленча

Кто это там висит?

С самого утра маминого праздника мы с папой шептались на кухне. Мама еще спала, а мы придумывали праздничную неожиданность.

- Когда я был маленьким, - шептал папа, - подарки для моей мамы я вешал на люстру. Проснется моя мамочка, посмотрит вокруг: ах! - подарок на люстре болтается. Это была радость.
- Давай и мы на люстру цветы с духами прицепим, - шепчу я.
- А не придумать ли нам что-нибудь поинтереснее? - предлагает папа. - Давай рассуждать: сегодня мы всю мамину работу выполнять будем. Ну там, пол подметем, обед сготовим, рубашки постираем... Значит, мы сами сегодня целый день будем для нее подарками! Поэтому я предлагаю взять в руки цветы, духи и самим прицепиться к люстре. Это же сразу двойной подарок получится!
- Ура-а-а... - шепчу я. Мне давно хотелось на люстре покачаться.
Мы с папой взяли веревки, привязались за пояса к люстре и повисли. Висим, висим, а мама все спит. Тогда мы пробудную песню запели:
- Кто висит на люстре нашей?
Это мы висим с папашей!
Мама с постели вскочила, нас на люстре увидела, да как обрадуется:
- Что с вами?! - кричит.
А мы как ногами замотаем, как закричим:
- Па-здра-вля-ем!!!
А люстра от нашего мотанья и крика хрястнула, из потолка вырвалась и вместе с нами на пол рухнула!
Шуму было, конечно, много. Но зато получилась полная праздничная неожиданность, как мы и хотели.
А мама кричит:
- Эй, вы не разбились?
- Нет! - кричим мы из-под обломков. - Не разбились, это люстра разбилась.
- Вот здорово! - кричит мама. - Она мне уже давно надоела. Я вместо нее новую купила, только боялась, что вам не понравится.
- Понравится, понравится! - закричали мы. - Вместо разбитой нам что хочешь понравится.
Тут мы перестали кричать, подарили маме цветы с духами, повесили новую люстру и сели за стол мамин праздник отмечать.

 

"Вот какая мама - Золотая прямо!"
Прочитали мы эти известные строки Елены Благининой и подумали: "А почему бы нам не устроить конкурс мам?" Который так и будет называться 
"ЗОЛОТАЯ МАМА"

Собственно, почему только с эпитетом "золотая"? Ведь мамы бывают самыми разными: и добрыми, и ласковыми, и заботливыми. Поэтому первое задание будет таким: напишите
         КАКАЯ У ВАС МАМА?
Но почему именно "мама"? Ведь дети могут звать ее и мамочкой, и мамулей, и маманей... и еще многими другими синонимами. Вот вам и второе задание:
        КАК ВЫ ЗОВЕТЕ СВОЮ МАМУ?
В жизни, к сожалению, всякое случается. И если у вас нет мамы, то наверняка рядом есть человек, который заменяет ее, выполняет мамины обязанности. Тогда расскажите нам,
        КТО СТАЛ ДЛЯ ВАС МАМОЙ?
Свои ответы присылайте с пометкой "Золотая Мама". По окончании конкурса мы постараемся составить два словаря: "Словарь синонимов мамы" и "Словарь эпитетов мамы". А также сообщим, кто может справляться с мамиными обязанностями. Победителями в этом конкурсе станут... ну, конечно же, ваши ЗОЛОТЫЕ МАМЫ!

 

Твои поступки часто оценивают: это ты сделал хорошо, а это плохо. А хотелось бы тебе самому ставить оценки? Тогда давай вместе вести ДНЕВНИК "ТРАМВАЯ".
Вот перед тобой "Трамвай" № 3. Напиши нам, пожалуйста:
    1) Что тебе понравилось из прочитанного?
    2) Какие рисунки самые интересные?
    3) А что совсем не понравилось?
И не только в этом, но и в других номерах журнала. Ждем твоих оценок ТОЛЬКО НА ОТКРЫТКАХ! Мы запишем их в Дневник "Трамвая". А в конце года назовем тех писателей, поэтов, художников, которые БОЛЬШЕ ВСЕГО понравились БОЛЬШИНСТВУ наших читателей.

 

Марина Москвина

Все мы инопланетяне на этой Земле

Каждую субботу с воскресеньем я надеялся, что папа побудет дома. Мы будем болтаться по улицам, сходим в тир, покатаемся на водном велосипеде...
Но мой папа ничего этого не мог. Все воскресные дни напролет он ходил на курсы по изучению летающих тарелок.
Случилось это так. Однажды он выбежал из комнаты и в своих черных кожаных шлепанцах заметался по квартире.
- Люся! - закричал он. - Люся! Где мои туристические ботинки?
- А что за спешка? - спрашивает мама.
- Я уезжаю!
- Куда?
- На Шамбалу! - говорит папа. - Это далекий горный край. Там живут космические пришельцы. Шамбала зовет меня.
- Ты в своем уме? - спрашивает мама.
- Я поливал цветок, - сказал папа. - И я его спросил: "Скажи, есть на свете Шамбала, люди не врут?" И ОН НАКЛОНИЛСЯ! "А
Шамбала меня зовет?" ОПЯТЬ НАКЛОНИЛСЯ!!!
- Я сейчас врача вызову, - сказала мама.
- Не веришь? - вскричал папа. - Идем, я тебе покажу!
Мы зашли в комнату, а из папиного шкафа все вынуто, и он на кучки раскладывает: ледоруб поржавевший, наш общий карманный фонарик, термос, чай, кипятильник, зубную пасту и зубную щетку.
Папа близко подвел нас к цветку - к Ваньке Мокрому на подоконнике,- и спрашивает у Ваньки:
- Ваня, Шамбала меня зовет? Тот не шелохнулся.
- Ну ответь мне, ответь, - стал упрашивать папа. - Ты же мне говорил...
В общем, когда он спросил несколько раз, Ванька наклонился.
- Видели? Видели? - закричал папа. - При вас он еще не очень. А когда мы с ним были одни...
- А где это расположено? - спрашивает мама.
- Горы Гималаи, страна Непал, - гордо и свободно отвечал папа. - Я звонил, узнавал - самолет в семнадцать сорок.
- Самолет - КУДА?
- В Катманду!
- Кто тебя там ждет, в этой Катманду? - Мама встала у двери в прихожей. - Ты языка не знаешь. Ни визы, ни валюты... С инопланетянами собирается встречаться, а у самого ум, как у ребенка!
Короче, мы отговорили его. Папа плакал в семнадцать сорок, когда улетел самолет. А наутро взял и записался на курсы по изучению летающих тарелок.
Он совсем забросил нас, землян. Он распахнул сердце космосу. И мы - папины близкие: я, мама и наша такса Кит - высыпались из его сердца, как горох.
Он смотрел на нас равнодушными глазами, а когда я на даче опился парным молоком, он сказал безо всякого сочувствия:
- Ничего, такова жизнь. Приехал на курорт - погулял - заболел - выздоровел - сел в тюрьму - вышел - женился - поехал на курорт - умер...
Он прекратил добывать еду, позабыл дорогу в прачечную, год не брал в руки веник.
- Я уже не представляю себе папу метущим, - жаловалась мама, - а только мятущимся.
Если он смотрел телевизор и возникали помехи, папа говорил:
- Летающие тарелки пронеслись над Орехово-Борисовым в сторону Бирюлево или Капотни.
Если мама просила его поискать в магазинах носки или ботинки, папа отвечал:
- Я ищу в жизни не ботинки и носки, а контакта с инопланетным разумом.
- Мы одиноки во Вселенной! - кричала мама на папу. - Мы без конца прощупываем космос, и никого пока не нащупали!
А папа отвечал:
- Я смеюсь над тобой, Люся! Над твоими убогими представлениями о мире. Знаешь ли ты, что когда художник рисовал Ленина, Ленин мечтательно посмотрел на небо и сказал: "Наверняка есть другие существа, обитающие на других планетах, обладающие другими органами восприятия из-за разницы давления и температур!"
На даче в Уваровке у нас украли с крыши трубу, с огорода украли кусты старой черной смородины, из колодца украли ведро. Какие-то жучки съели за зиму полдома.
А папа сидел на крыльце сложа руки и говорил нам, что жизнь на Земле появилась не сама. Кто-то привез нас с иных планет и
теперь опекает, как младенцев.
- От обезьян никому не хочется происходить, - грустно говорила мама. - Всем от инопланетян.
А папа думал: попадись ему космический пришелец - хоть в виде мыслящей плесени или океана, краба или инфузории-туфельки, папа, конечно, вмиг его узнает и распахнет ему навстречу объятия.
- Миша! Миша! - звала мама папу и такой взгляд давала фиолетовый.
А папа думал: "Если я встречу представителя Внеземных Цивилизаций, что спрошу? ОТКУДА ВЫ? ОТКУДА МЫ? КОГДА НАСТУПИТ ДРУЖБА МЕЖДУ НАРОДАМИ?"
А мама - то наденет новое платье, то испечет пирог с надписью "Привет Михаилу!", то свяжет папе варежки. А как-то раз, чтобы обратить на себя папино внимание, совсем остриглась под лысого.
А папа уставится в окно и смотрит на кучевые облака. Небо в Уваровке на закате стоит перед глазами, как горы. С деревьев облетают листья. Такса Кит бегает за окном, обалдев от шуршанья листьев. У него ноги короткие и шуршанье близко - под самым ухом. Листья летят и забывают о дереве. Как папа - о нас с мамой и Китом.
- Дальше так жить нельзя! - решил наконец папа. - Надо обратиться к космическому разуму через Организацию Объединенных Наций. Я люблю определенность. Я хочу знать, существуют ли инопланетяне!
- ВСЕ МЫ ИНОПЛАНЕТЯНЕ НА ЭТОЙ ЗЕМЛЕ, - сказала мама. Она помыла посуду, повесила фартук на гвоздь и... прямо на глазах начала исчезать. Она стала, как рисунок, будто невидимая мама обрисована тонкой линией лиловым карандашом.
Кит задрожал и полез под кровать. Папа насторожился, как боевой конь при звуках трубы. У меня голова пошла кругом!
А мама превратилась в блин. Блин светящийся - огненный и лучистый. Он помаячил из стороны в сторону, вылетел в форточку и с диким грохотом стремглав умчался на небо.
Мы стояли - я, папа, Кит - как окаменелые.
Он уже хотел кусать локти и рвать на себе волосы. Но наша мама, конечно, вернулась. Приходит со станции с авоськой огурцов.
- Не бойтесь, - говорит. - Никуда я не денусь. Не могу же я бросить вас на произвол судьбы.

 

Приятное это занятие - украшать свой дом, стол, полку с книгами. Но вдвойне приятно, когда украшение не требует никаких затрат, а создается буквально 
из того, что под рукой.

Например, эта элегантная ваза - обычная стеклянная банка, "запакованная" в бумажный цилиндр. Берем красивый глянцевый лист из цветного журнала, сворачиваем трубочкой, склеиваем и надеваем на банку. Можно, конечно, взять и простой белый лист чертежной бумаги, разрисовав его по своему вкусу. Или даже оклеить цветной бумагой и фольгой!

Эта вазочка была когда-то шариковым дезодорантом в металлическом корпусе. Пришлось только отпилить у него верх. Получился металлический цилиндр, который всего-навсего обмотан пеньковой веревочкой. Это очень просто: начиная от донца, смазываете цилиндр клеем и - виток за витком - обматываете. Можно таким образом обмотать стеклянную банку или бутылку, любой другой сосуд. Или взять вместо пеньки шпагат - ваза получится более гладкой. Только не вздувайте распиливать металлические цилиндры от аэрозолей - это опасно!

А это уже железная консервная банка из-под зеленого горошка.
Только она оклеена пшенной крутой. Получилась ваза в "природном" стиле. Клей лучше брать универсальный. Имейте в виду: работа не так проста, как кажется. Пшено, кстати, можно предварительно поджарить на сковородке - оно изменит цвет. Можно подкрасить и готовую вазу.
Самые милые вазочки получаются из пластмассовых крышек от аэрозолей. Милые, потому что совсем маленькие. В них поместятся два-три цветочка, но на полке такая вазочка может стать центром внимания. Смотрите, сколько вариантов!

Конечно, каждому ясно, что живые цветы лучше сушеных. Зато сушеные не вянут. Поэтому на всякий случай запомните самый простой способ сушки. Растения связывают в пучок и подвешивают "вниз головой" в сухом месте. Тогда стебельки останутся прямыми. А еще мы хотели бы посоветовать вам не брать у мамы крупу без спроса. С крупой сейчас... туговато.

Советовала Т. ГЕРКУЛЕСОВА

 

О шелковистые и легкие! Прямые, как дождь, и кудрявые, как петрушка! О рыжие, русые, черные и золотые! Короче говоря - 

О, Волосы!

Вы несомненно украшаете человека. Однако человек - странное существо: то он вас отращивает и лелеет, а то вдруг возьмет да и обреет голову налысо. Лишь на затылке оставит маленький хвостик. И кажется ему, что в хвостике-то и заключено главное очарование, что уж перед хвостиком никто не устоит... Ничего не поделаешь - мода!
1. Древние египтяне носили пышные парики из прямых черных волос. А правители древних ассирийцев вплетали золотые нити в свои волосы, а иногда собирали их в пучок. К этому полагалось иметь завитые усы и бороду, заплетенную в косички. Словом, красавцы были - хоть куда!
2. Древние греки обожали светлые локоны и умело их окрашивали. Гречанки вязали из волос сложные узлы, укладывали вокруг головы косы и закрепляли их лентами, венками и гребнями. В Древнем Риме тоже причесывались азартно: в ход шли и белокурые парики, и крутая завивка, и начесы.
3. В средние века этому буйству пришел конец. Женщины скрывали волосы под накидкой, и сложные прически стали не нужны. И только в XIII веке люди снова принялись отчаянно завиваться. Мужчины украшали свои кудри цветами. Девушки носили золотые венки и сверкающие диадемы.
4. В XVI веке в моду вошли блондинки, и бедные итальянки кинулись осветлять свои волосы. Их рассыпали по полям специальной шляпы без тульи и часами просиживали на солнцепеке. В золотистые пряди вплетали нити жемчуга и кораллов, украшали их сеточками и накидками. В завершение картины кавалеры и дамы безжалостно выщипывали брови, а дамы еще и выбривали волосы надо лбом, чтобы тот казался выше.
5. Около 1640 года, в эпоху Людовика XIV, во Франции появились первые мужчины в завитых париках. Парик был признаком власти и богатства и сохранился до наших дней в костюме английских судей. А женщины сооружали прически на проволочном каркасе, с которых ниспадали кружева.
6. 20-е годы XVIII века утопают в пудре. Пудрились женские прически и мужские парики. Чтобы не испортить красу локонов, мужчины носили шляпы главным образом под мышкой. Видимо, парик неплохо согревал голову.
7. Настоящее безумие началось в эпоху рококо - с 1730 по 1789 год. Дамы носили на головах натюрморты из цветов, лент и перьев, корабли с парусами, ветряные мельницы и беседки. Прическам давались сотни фантастических названий. Мужчины же прилежно заплетали косичку.
8. Но вдруг нагрянула Французская революция - и всё переменилось. Волосы начали коротко стричь и лишь слегка завивать на концах. Что же касается мужчин, то после революции они стали суровее и бросили пудриться.
9. В 1820 году парикмахеры снова воспряли. Они укладывали часть локонов на виски, а остальное причудливо зачесывали высоко вверх. В ход шли ленты, цветы, кружева и бантики. А также диадемы, гребни, декоративные иглы и драгоценности.
10. Далее наступило затишье. Но в 1920 году мода издала пронзительный крик - женщины расстались с волосами! Не совсем, конечно, не наголо, но стриглись все же очень коротко, "под мальчика". Эти прически приводили мужчин в ужас.
С тех пор моду на волосы часто определяли не парикмахеры, а звезды эстрады и кино. Не всем это нравилось. Сотрудники "Трамвая" были совсем юными, когда сердитые дяденьки ловили на улицах и насильно стригли молодых людей с прическами "под Битлз". Эти дяденьки ничего не знали про ассирийцев и Людовика XIV. А если бы они побольше читали, то поняли бы, что прическа обычно соответствует тому, что у человека в голове. А мысли подстричь невозможно!

 

РОБОТ ДЛЯ МАМЫ

Соберу для мамы
Робота такого,
Чтобы всю работу
Делал он по дому:
И стирал, и гладил,
Жарил и варил,
И полы на кухне
Подметал и мыл.

Чтобы мог зашить он
Рваные штанишки,
На ночь почитал бы
Нам с братишкой книжки.
И придя с работы,
Мама удивится:
Никакой заботы –
Можно спать ложиться.

Робот – штука нужная,
Пусть нам помогает.
Братик мой сережка
Быстро подрастает.
Подрастем немного,
Силы наберемся –
Вот тогда хозяйством
Сразу и займемся.

А пока мы дети,
Что нам за работа?
Нам еще в игрушки
Поиграть охота.
Вырастем – поможем,
Будет нам награда:
Как увидит мама,
Будет очень рада!

Саша Кочура, 10 лет, Донецкая обл.

ЖИВОТНОЕ МОЕЙ МЕЧТЫ

Животное моей мечты,
Кот детства моего!
Хвост беспредельной красоты –
Пушистей нет его.

Он на кровати двухэтажной
Сидит большой такой и важный,
И он мяукает вальяжно.
Что это значит? Мне не важно…

Мама выключила свет.
Настала темнота.
Слышу я мурлыканье.
Не вижу я кота.

Вдруг ужасно сильный
Раздается звук –
Толстый и умильный
Кот свалился вдруг!

Наташа Высоцкая, 2-й класс, г. Москва

 

* * *

Мы посадим мамочку
в маленькую баночку.
Будем мамочку любить -
будем в баночке носить.

Слава Иванова, 4 года, г. Киев

 

 

Однажды мышка Луша и дракончик Ам-Ам целый день ехали в поезде.
- Жаль, в вагоне нет никаких игрушек, - вздохнул Ам-Ам, - а то поиграли бы во что-нибудь.
- Зачем обязательно игрушки? - удивилась Луша. - Можно играть... словами. 

Кстати, для игры ПОЛЕ понадобится только листок в клеточку, карандаш и собственная голова.
- Это у нас есть! - обрадовался дракончик.
- Тогда определим сначала размеры "поля". Для этого нужно выбрать какое-нибудь слово. Ну, вот хотя бы само "СЛОВО" и выберем. В нем 5 букв. Значит, нашим "полем" будет квадрат со стороною в 5 клеток. Теперь запишем по буквам выбранное "СЛОВО" в первом вертикальном столбце сверху-вниз, а в последнем столбце - снизу-вверх... "Поле" для игры готово!
- Ну, а дальше?
-А дальше его нужно "засеять" буквами - так, чтобы в каждой горизонтальной строке получилось какое-нибудь новое существительное (то есть слово, отвечающее на вопросы "кто? что?"). При этом само "СЛОВО" в верхней строке писать не разрешается.
- Легко сказать: "засеять" буквами, - вздохнул Ам-Ам.
- А никто и не говорит, что легко, - возразила Луша. - Зато интересно! Будто кроссворд отгадываешь... Лучше всего, конечно, когда новые слова умещаются точно в строках. Но если так не получается, то после "засева" всего "поля" надо подсчитать общее число "лишних" букв и пустых клеточек. У кого это число
будет меньше, тот и выиграл! Ну что, начинаем?
- Попробуем, - сказал дракончик. И стал думать: "Первое слово должно начинаться на С, а кончаться на О... СедлО - как раз 5 букв! Во второй строке можно написать ЛеВ. Нет, двух букв не хватает! А если ЛокомотиВ? Уф, слишком длинное! Надо подумать еще..."
Через некоторое время дракончик Ам-Ам и Луша сравнили
свои "засеянные поля":
- Кажется, я выиграла, - сказала Луша.
- А что такое "ОазиС"? - подозрительно спросил дракончик.
- Это место в пустыне, где есть растительность и вода, - объяснила Луша. - Ой, а ты мог бы выиграть, если б написал вместо "Окн-О" слово "ОловО", а вместо "сВиреЛь" - "ВаниЛь". Тогда у тебя получилось бы 2 очка.
- Ладно уж, - вздохнул Ам-Ам. - У тебя вообще могло быть только 1 очко, если бы ты вспомнила слово "Выгул". Ведь есть же выгул собак?
- И правда есть! - обрадовалась Луша. - Давай сыграем еще. Можно устроить даже соревнование на время. Только будет длиной от 4 до 7 букв. И чтобы буквы в нем были не очень уж редкими, а то придумывай потом слова с разными Ц, Ы, Щ, Э...
- Хорошо! - согласился дракончик. - Выберем тогда слово "СОБАКА"... Кстати, а не хотят ли читатели "Трамвая" поучаствовать в наших соревнованиях?
- Если хотят, - подхватила Луша, - то пусть присылают свои "засеянные поля" в журнал, а мы определим победителей. Помощь родителей в игре не возбраняется... УСПЕХОВ!

 

Ника Босмит

Все не так

В одном шотландском городе жила-была тетушка Сольвейг. С виду она казалась самой обыкновенной тетушкой. Но в жизни у нее почему-то получалось ВСЁ НЕ ТАК, КАК У ДРУГИХ. Она могла часами бегать по льду и не падать, но нередко поскальзывалась на сухом асфальте. Она нарочно роняла вазу с пятого этажа, и та не разбивалась. Но стоило ей нечаянно задеть рукавом кувшин, как тот - вдребезги! У тетушки Сольвейг даже собака была на самом деле вовсе не собакой, а кошкой. Но про эту неправильную собаку - как-нибудь в другой раз.
Работала тетушка Сольвейг не в том городе, где жила, а совсем в другом шотландском городе. И на работу она летала самолетом - два раза в неделю. Из дома тетушка Сольвейг отправлялась пораньше, чтобы успеть в аэропорт. Но почему-то всегда опаздывала. И самолет улетал без нее.
Однажды утром она решила: "Хватит опаздывать! Сегодня надо обязательно попасть на работу".
Тетушка позавтракала на час раньше обычного и на быстроходной машине BMW поехала в аэропорт. Однако на полпути у нее кончился бензин.
- Хо-хо! - воскликнула тетушка Сольвейг.
- На этот случай я специально держу полное ведро бензина.
И она поехала дальше. Но вскоре выяснилось, что самая короткая дорога к аэропорту в этот час закрыта на ремонт.
-Хи-хи! - усмехнулась тетушка Сольвейг.
- Поеду в объезд. Времени еще много.
А путь в объезд лежал через мост. И надо же такому случиться, чтоб этот мост неожиданно рухнул в реку.
- Ха-ха, - сказала тетушка Сольвейг. - У меня на заднем сиденье есть большая надувная лодка. Она и машину выдержит. Переберусь вплавь!
Переправа через реку - как ни странно - окончилась благополучно. До аэропорта оставались уже считанные километры, как с неба вдруг упал метеорит и угодил аккурат в переднее колесо.
- Хе-хе... - вздохнула тетушка Сольвейг.
- Придется ставить запасное. Ничего, успею.
Но запасного колеса в багажнике почему-то не обнаружилось. Зато там лежал старый велосипед.
Когда тетушка Сольвейг добралась наконец до аэропорта, свалившись с велосипеда всего два раза, ее самолет мчался по взлетной полосе. "Надо же, - удивилась тетушка Сольвейг, - не успела..." Но она была полна решимости попасть сегодня на работу и потому сразу пошла покупать билет на следующий рейс.
- Билетов нет, - сказали ей в кассе.
- Как же так? Ведь всегда были...
- А сегодня нет!
"Ладно, - рассудила тетушка Сольвейг, -приду к самому отлёту. Наверняка кто-нибудь опоздает". А пока она решила на автобусе вернуться домой пообедать.
Автобус петлял по городу больше часа. "Улицы какие-то незнакомые, - волновалась тетушка Сольвейг. - Может, это вовсе и не мой город Глазго?.. Впрочем, надо успокоиться и попробовать действовать ИНАЧЕ".
После обеда она вытащила из шкафа карту норвежского города Осло, куда обычно ездила летом купаться в ласковом море. "Какой тут автобус быстрее всего едет до аэропорта? - бормотала тетушка Сольвейг, водя пальцем по карте. - Кажется, 777-й... Однако, следует поспешить. До отлёта остается десять минут!"
Покормив консервами собаку, которая была кошкой, и обильно полив кактус, который был фикусом, тетушка выскочила на улицу. Но второпях она почему-то села в трамвай № XIII. "Доеду как-нибудь, - успокаивала себя тетушка. - Карта не подведет".
И действительно: через полчаса она была почти у цели - до аэропорта оставалось пройти каких-нибудь пару километров. "Да ну, -думала тетушка Сольвейг, бодро шагая по шоссе, - так даже неинтересно. Никаких тебе приключений... Хотя самолет всё равно уже улетел".
Но самолет не улетел. Потому что у него внезапно отвалилось левое крыло. Пока это крыло на место приделывали, все пассажиры сдали билеты и бросились на вокзал в надежде успеть на поезд "Глазго-Эдинбург". Тетушка Сольвейг могла теперь выбирать в самолете любое место. Хоть возле иллюминатора!
"Ну вот, - радовалась она, поудобнее устраиваясь в кресле, - я же чувствовала, что сегодня непременно попаду на работу! Главное, не суетиться..."
Оглушительно взревели моторы. Но вскоре затихли.
- Что случилось? - спросила тетушка Сольвейг.
- Отсутствуют радист и стюардесса, - доложил командир экипажа. - Видимо, решили, что крыло не починят, и пошли в цирк на выступления африканских носорогов.
- И что же теперь?
- Ничего. Без них лететь решительно отказываюсь. Я, может, тоже мечтал на носорогов взглянуть.
"Не везет, - думала тетушка Сольвейг, выходя из пустого самолета. - Надо бы хоть телеграмму начальнику дать".
Она пошла на почту и отправила такую телеграмму:
ГОСПОДИНУ НАЧАЛЬНИКУ НЕ МОГУ ПОПАСТЬ НА РАБОТУ ТЧК МЕТЕОРИТ УГОДИЛ КОЛЕСО ЗПТ КРЫЛО ОТВАЛИЛОСЬ ЗПТ ПОРА УЖИНАТЬ ТЧК
ТЕТУШКА СОЛЬВЕЙГ
Вы, наверное, думаете, что начальник сразу же уволил тетушку с работы. Как бы не так! Не успела она поужинать, как почтальон доставил ответ:
ГОСПОЖЕ ТЕТУШКЕ СОЛЬВЕЙГ ИСКРЕННЕ СОЧУВСТВУЮ БЕДЕ ТЧК КРЕПИТЕСЬ ЗПТ ВЫСЫЛАЮ ДЕНЕЖНУЮ ПОМОЩЬ РАЗМЕРЕ ГОДОВОГО ОКЛАДА ТЧК
ГОСПОДИН НАЧАЛЬНИК
Вы не догадываетесь, что произошло? А очень просто: в телеграфных линиях почему-то перепутались некоторые буквы и вместо "КОЛЕСО" получилась "ГОЛОВА", вместо "КРЫЛО ОТВАЛИЛОСЬ" - "КРЫША ОБВАЛИЛАСЬ", а слово "УЖИНАТЬ" превратилось в "УМИРАТЬ".
- Выходит, я господина начальника обманула, - загрустила тетушка Сольвейг. - Что же мне теперь делать с такими деньжищами? - спросила она у собаки, которая была кошкой.
Собака пожала плечами. Тогда тетушка Сольвейг открыла телефонную книгу и набрала номер.
- Это норвежский город Берген? - осведомилась она у кого-то. - Говорит тетушка Сольвейг. Не найдется ли у вас какой-нибудь работы?.. Ой, спасибо!.. Я, правда, в Осло живу... Ну да, это не проблема... Конечно, на самолете вполне удобно... Два раза в неделю... Хорошо! Завтра же вылетаю...
Послышались короткие гудки. Тетушка Сольвейг хотела повесить трубку, но телефона нигде не оказалось. "Наверное, я забыла его в самолете, - решила она. - День сегодня какой-то странный. Хотя всё вроде бы неплохо устроилось".
Однако настроение у тетушки было отчего-то грустным. Под руку ей попался журнал, что принес почтальон вместе с телеграммой. Перелистывая страницы, она подошла к зеркалу, оглядела себя с головы до ног.
- И почему у меня получается ВСЁ НЕ ТАК, КАК У ДРУГИХ? - спросила тетушка Сольвейг свое отражение. - Вот, даже в журналах обо мне уже пишут...
Она поднесла страницу поближе к зеркалу и прочитала:
В одном шотландском городке жила-была тетушка Сольвейг…

 

Сиди, сиди, Яша,
Под ореховым кустом,
Грызи, грызи, Яша,
Орешки каленые,
Милому дареные...
Эту старинную народную песню пели твои прапрабабушка и прапрадедушка, когда были детьми и играли в детские игры. Если запеть ее, к тебе потянется ниточка из Давным-давно, в которую вплелся голос и твоей прапрабабушки. Получается, что песня связала тебя с твоими предками, как корни связывают дерево с землей.
Обо всем об этом рассказали мне ребята, для которых московская детская студия "Веретёнце" стала вторым домом.
Веретено, веретёнце - небольшая фигурная палочка, деталь старинного устройства - прялки. Именно на веретёнце наматывается нитка, из которой потом вяжут разные вещи. Веретёнце - это как бы символ связи с прошлым своего народа. Поэтому ребята и назвали так свою студию.
Возраст у них самый разный: от 4 до 19 лет. Новички, впервые появившиеся в студии, начинают со старинных детских игр. А где детские игры - там и песни, вроде той "Сиди, сиди, Яша". Позже, уже кое-что узнав и освоив, начинают исполнять более сложные произведения, русские духовные песни. Учатся играть на скрипках и балалайках, рожках-жалейках, трещотках и кугиклах (тростниковых дудочках). А потом уже устраивают целые действа: пляшут, поют, разыгрывают сценки. Заглядишься на них!..
Помогает ребятам и обучает их руководитель студии Елена Александровна Краснопевцева. Она устраивает фольклорные путешествия-экспедиции. Во время таких путешествий по российским деревням ребята отыскивают своеобразные клады: старинные инструменты, костюмы, предметы быта - прялки, ухваты и другие интересные штуковины. Встречают они и таинственных бабушек-волшебниц, сохранивших еще в своей памяти древние обычаи и песни. Записывают таких бабушек на магнитофон, а потом слушают их и разучивают песни.
Когда я был в гостях у "Веретёнца", рассказали мне историю 

"Про девочку без роду без племени".
Пошла одна девочка Оля гулять в парк. Гуляла-гуляла и попала на полянку, где ученые ждали приземления инопланетян. Увидели они Олю и говорят:
- Привет тебе, инопланетянка!
- Что вы, дяденьки! -говорит Оля. - Я же ваша, земная.
- А вот мы сейчас проверим, - говорят ученые. - Если ты земная, спой нам что-нибудь из фольклора!
- Из чего, из чего? - удивляется Оля.
- Фольклор - это народная мудрость, народное творчество, которого инопланетяне знать не могут. Фольклор возник давно, когда человечество еще не имело письменности. В песне, сказке люди выражали свои чувства и мысли, передавали свои раздумья о прошлом и мечты о будущем. А с помощью обрядовых заклинаний и песен они как бы разговаривали с природой, просили у нее хорошего урожая. Правда, в последнее время люди уже начинают забывать этот язык и почти не понимают из-за этого окружающий мир и природу... Но настоящие земляне помнят народные песни. Спой, докажи, что ты - землянка!
- "Мои мысли - мои скакуны..." - запела Оля.
- Не то, не то! - запротестовали ученые. - Про скакунов телевизор каждый день гремит. Инопланетяне могли услышать и выучить.
- "Не сыпь мне соль на рану! Она еще болит..." - захрипела девочка, подражая голосу певца.
- Ой-ей-ей! - всплеснули руками ученые и заткнули уши. - Не знаешь ты фольклорных песен! Без роду ты, без племени! Не инопланетянка и не землянка - так, в общем, не поймешь что!
Заплакала девочка Оля и пошла прочь.
А вы, ребята, знаете народные песни, обычаи, традиции? Известно ли вам, как выглядят и что означают традиционные национальные узоры, которые ваши бабушки вышивали на полотенцах, юбках, сорочках? Пишите нам, присылайте тексты и рисунки, а
мы передадим их в студию "Веретёнце". Может быть, вы поможете ребятам пополнить их фольклорную коллекцию. А "Трамвай" опубликует самые интересные письма и назовет их авторов. Очень ждем!

О. Кириллов

 

Русская поэтесса Марина Ивановна ЦВЕТАЕВА родилась в Москве 26 сентября 1892 года. Через два года появилась на свет ее сестра Анастасия.
Их отец - Иван Владимирович Цветаев - был профессором Московского университета и директором Румянцевского музея. На месте старой пересыльной тюрьмы он основал еще и Московский музей изящных искусств. Этот один из самых больших музеев страны называется теперь Государственным музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
Мать сестер - Мария Александровна - была художницей.
Семья Цветаевых жила в уютном особняке в одном из старинных московских переулков. Летом они обычно выезжали загород. А последние годы жизни матери (она умерла от чахотки в 1906 году) сестры провели за границей: в Италии, Швейцарии, Германии.
Детство их прошло среди книг и музыки. Уже в шесть лет Марина начала писать стихи по-русски, по-французски и по-немецки. А в восемнадцать она выпустила свою первую книгу "Вечерний альбом". Потом были и другие сборники стихотворений.
Судьба Марины Ивановны сложилась трагично. 31 августа 1941 года она ушла из жизни.
Но и по сей день живут стихи Марины Цветаевой, считаясь по праву гордостью русской поэзии. Каждый год издаются ее книги. А сестра Анастасия Ивановна написала "Воспоминания" - о тех счастливых днях, что подарила им Страна далекого детства.

Марина Цветаева (р. 1892)

На бульваре

В небе – вечер, в небе – тучки,
В зимнем сумраке бульвар.
Наша девочка устала,
Улыбаться перестала.
Держат маленькие ручки
Синий шар.

Бедным пальчикам неловко:
Синий шар стремится вдаль,
Не дается счастье даром!
Сколько муки с этим шаром!
Миг – и выскользнет веревка,
Что останется? Печаль.

Утомились наши ручки,
В зимнем сумраке бульвар.
Наша дочка побежала,
Ручки сонные разжала…
Мчится в розовые тучки
Синий шар.

1912

В субботу

Темнеет… Готовятся к чаю…
Дремлет Ася под маминой шубой.
Я страшную сказку читаю
О старой колдунье беззубой.

О старой колдунье, о гномах,
О принцессе, ушедшей закатом.
Как жутко в лесу незнакомом
Бродить ей с невидящим братом!

Одна у колдуньи забота:
Подвести его к пропасти прямо!
Темнеет… Сегодня суббота
И будет печальная мама.

Темнее. Не помнишь о часе.
Из столовой позвали нас к чаю.
Клубочком свернувшейся асе
Я страшную сказку читаю.

1912

Бабушке

Продолговатый и твердый овал,
Черного платья раструбы…
Юная бабушка! Кто целовал
Ваши надменные губы!

Руки, которые в залах дворца
Вальсы Шопена играли…
По сторонам ледяного лица
Локоны в виде спирали.

Темный, прямой и взыскательный взгляд.
Взгляд, к обороне готовый.
Юные женщины так не глядят.
Юная бабушка, кто вы?

Сколько возможностей вы унесли,
И невозможностей – сколько?
В ненасытимую прорву земли,
Двадцатилетняя полька!

День был невинен, и ветер был свеж.
Темные звезды погасли.
- Бабушка! – Это жестокий мятеж
В сердце моем – не от вас ли?..

4 сентября 1914

 

***

Словно теплая слеза –
Капля капнула в глаза.
Там, в небесной вышине,
Кто-то плачет обо мне.

Июнь 1920

 

 

В прошлом году поселился в "Трамвае" 

Слон-Любящий-Отвечать-На…

На что? Надеемся, наши постоянные пассажиры помнят, а для новичков повторим: на самые неожиданные, самые заковыристые, самые безответные вопросы. Эти вопросы СЛОН выбирает из ваших писем и просит ответить на них Самобытно-Лаконично-Остроумно-Находчиво. За три самых лучших ответа присваиваются звания: "Кавалер ТРЕХ слоников", "Кавалер ДВУХ слоников", "Кавалер ОДНОГО слоника".
В конце соревнования СЛОН определит победителей. Ими станут те, у кого в звании Кавалера окажется БОЛЬШЕ ВСЕГО слоников.
Итоги 1 -го тура были подведены в "Трамвае" № 10 за прошлый год. А теперь - первые ответы на вопросы 2-го тура:

        1. Как нарисовать невидимку?
Нужно его прижать к свежевыкрашенной стенке и срисовать отпечаток.
    Олег ЗАЙЧЕНКО, 11 лет, Гомельская область.
Надо нарисовать Димку и приписать "Неви".
    Вита НАУМЧАК, 10 лет, г. Южноукраинск.
Невидимка рисуется вилами на воде.
    Федор ПАВЛОВ, г. Ленинград.
         2. Кто придумал неприятности?
Неприятности - это те же самые радости, только у них плохое настроение.
    Юра ШИЯН, 9 лет, г. Энергодар.
Неприятности придумал смех, чтоб не лопнуть от смеха.
    Лена ПРОВОЛОВСКАЯ, 9 лет, г. Киев.
Тот, кому жмут ботинки.
    Маша и Сережа ИСАКОВЫ, г. Новомосковск.
        3. Из чего сделан учитель?
Добрый - из рассказов, а злой - из вопросов.
    Аня ГОРБЕНКО, 12 лет, г.Киев.
Учитель сделан из носа, очков, старого портфеля и красной ручки.
    Федя ПАВЛОВ, г. Ленинград.

Надо сказать, что многие из вас, отвечая на первый вопрос, отделались советом рисовать сломанным карандашом, невидимыми чернилами или вовсе не рисовать невидимку - мол, его всё равно не будет видно. Некоторые изобрели еще более простой способ - сделать вид, что рисуешь. Как написал один мальчик: пыхтеть, пыхтеть, а потом показать всем совершенно чистый лист. Обхитрил, называется...
В ответах на второй вопрос ребята сразу же вспоминали про свои неприятности и писали СЛОНУ: "Неприятности придумал наш неприятель". Другие ребята называли виновником неприятностей какого-то неведомого им самим Неприята Неприятовича. Вот насмешили! Ведь так виновником всех случайностей можно назвать Случайника, а в неожиданностях обвинить Неожиданника. Видно, недолго думали авторы этих ответов.
Плохо с выдумкой и у большинства из тех, кто отвечал на третий вопрос. Их бедная фантазия наверняка огорчит учителей, которые, по их мнению, состоят из оценок, крика, учебников, тетрадок, линеек и т.д. Однако, СЛОН надеется, что вы, ребята, еще порадуете остроумием своих учителей.
И наконец - вопросы 3-го тура:

1. ПОЧЕМУ У КОЛОБКА ГОЛОВА НЕ КРУЖИТСЯ?
    Юля ШИНКАРЕНКО, г.Днепропетровск.
2. ОТЧЕГО ВОЛОСЫ ВСТАЮТ ДЫБОМ?
    Ира ВЕСЕЛОВА, 11 лет, г. Тихвин.
3. ПОЧЕМУ СОЛНЦЕ ОПУСКАЕТСЯ В МОРЕ И НЕ ШИПИТ?
    Света МАКАРЕНКОВА, г. Смоленск.

С нетерпением ждем ответов на вопросы 3-го тура и просим присылать их ТОЛЬКО НА ОТКРЫТКАХ.
СЛОН ЖЕЛАЕТ ВСЕМ УСПЕХОВ!

 

Льюис Кэролл

Из писем к детям

Гертруде Чатауэй

Дорогая Гертруда!
Ты, наверное, опечалишься, удивишься и, может быть, даже не поверишь, когда узнаешь, какой странной болезнью я заболел с тех пор, как ты уехала. Я послал за доктором и, когда он пришел, сказал ему: "Дайте мне какого-нибудь лекарства от усталости". Доктор возмутился: "Что за глупости! Вам не требуется никакого лекарства! Отправляйтесь-ка лучше спать!" Но я ответил: "Нет, у меня не такая усталость, при которой нужно спать. У меня усталость на лице". Доктор слегка нахмурился и сказал: "Вы правы. У Вас устал нос. Те, кто задирает нос кверху, очень любят спорить". Я не согласился с доктором: "Нет, нос у меня не устал. Может быть, волосы устали?" Доктор нахмурился еще больше и сказал: "Теперь мне все понятно. Вы так плохо играли на фортепиано, что волосы у Вас встали дыбом, а поскольку это нелегко, то они очень устали". "Нет,- поспешил я заверить доктора,- я не играл на фортепиано и не убежден, что у меня устали именно волосы. Скорее усталость ощущается где-то между носом и подбородком". Доктор стал совсем хмурым и спросил меня: "Не ходили ли Вы на подбородке?" "Нет",- ответил я. "Не знаю, что и думать,- сказал доктор,- это очень серьезный случай в моей практике. Может быть у Вас устали губы?" "Ну конечно же! - закричал я.- Именно губы". Доктор сделался мрачным и сказал: "Вам не следовало раздавать столько поцелуев". "Но ведь я послал лишь один поцелуй своей знакомой - маленькой девочке",- возразил я. "Постарайтесь припомнить поточнее. Вы уверены, что это был лишь один поцелуй?" Я подумал и ответил: "Может быть, их было одиннадцать". "Вам не следует посылать ей больше ни одного поцелуя до тех пор, пока Ваши губы не отдохнут",- сказал доктор. "Что же мне делать? - спросил я,- ведь я должен этой девочке еще сто восемьдесят два поцелуя". Доктор так опечалился, что слезы брызнули у него из глаз, и посоветовал: "Пошлите их в коробочке". И тут я вспомнил о маленькой коробочке, которую некогда купил в Дувре и думал подарить какой-нибудь маленькой девочке. Я уложил все поцелуи в коробочку и отправил ее по почте. Напиши, получила ли ты их или они потерялись по дороге.
Любящий тебя друг Льюис Кэрролл

 

Содержание журнала - 1990 - 1991 - 1993 - 1994 - 1995     По авторам     Избранное

Карта сайта         О проекте         Ссылки         Гостевая  

Hosted by uCoz